В мире экономики и финансов

Общие сведения об эластичности спроса и предложения

Общие сведения об эластичности спроса и предложения

Эластичность спроса и предложения – их способность изменяться вследствие изменения рыночных условий. Естественно, что скорость и интенсивность реакции всегда различается. Не может быть одинаковой, например, реакция разных производителей и покупателей на изменение ценовой кривой определенного товара. Различную интенсивность реакции можно наблюдать и при изменении любого из неценовых факторов спроса, таких как смена времени года, среднего дохода потребителей и т.д. Изучив реакцию потребителя и производителя на различные изменения тех или иных факторов можно понять, как будет реагировать рынок на эти изменения.

Эластичность спроса

Одним из аспектов эластичности спроса является его реакция на изменение ценового фактора. Прямая эластичность – зависимость спроса на группу товаров или конкретный товар от изменения цен на него. Еще одно название такой зависимости – эластичность спроса по цене. Своевременная реакция покупателя на изменение цены означает, что спрос является эластичным. Если изменение цены и объёма спроса процентно равны, то эластичность равна единице и именуется единичной эластичностью.

Так, спрос по эластичности разделяют на 3 вида:

  1. Эластичный
  2. Неэластичный
  3. С единичной эластичностью

Иногда встречаются еще два вида:

  1. Неэластичный – спрос неизменен вне зависимости от цены
  2. С бесконечной эластичностью – максимальная эластичность спроса

Существуют неценовые виды эластичности спроса, например, по доходу. Она отображает спрос потребителя в зависимости от его денежного дохода. Учитывая разнообразие товаров по ценовым и качественным параметрам, при росте потребительского дохода спрос на более дорогие товары возрастает, но на более дешевые остается почти неизменным.

Также известна перекрестная эластичность – изменение спроса на какой-либо один товар в зависимости от спроса на другой:

  • Взаимозаменяющие товары являются конкурирующей продукцией и разделяют один рынок. Несколько товаров имеют определенное количество спроса и разделяют его между собой. Спрос на один из этих товаров возрастает лишь в убыток прочим. Рынками таких товаров являются рынки мобильных телефонов, пищевой продукции и напитков.
  • Взаимодополняющие товары – группа продуктов, взаимно повышающие спрос. Многие товары не могут существовать без друг друга и тем самым заставляя покупателя приобрести продукцию необходимую для использования уже приобретенной им. Ручки и карандаши подразумевают покупку тетрадей, телефон не может использоваться без зарядки, спрос ремней пропорционален спросу на штаны.

Есть также множество других характеристик, которые оказывают влияние на эластичность спроса товара: его универсальность и специфичность, временной период продажи продукции на рынке, необходимость или неоткладываемость в удовлетворении потребности в покупке данного товара.

Эластичность предложения

Эластичность предложения, как и эластичность спроса, находится в зависимости от многих факторов и находится в пределе от нуля до бесконечности. Важную роль в эластичности предложения играет не столько цена и объём предложения, как их процентное отношение к определенным факторам.

Перекрестная эластичность как и спрос имеет зависимость от других товаров, создавая совокупное предложение. Собственно, базируется на спросе на группы товаров. Так благодаря высокому спросу или предложению на компьютеры повышается предложение на клавиатуры.

Длительность хранения товаров подразумевает частоту периодической покупки определенного товара и спрос на него, а значит и предложение. Спички или электронные зажигалки необходимо покупать раз-два в месяц, в то время как мебель - раз в лет десять. Очевидно, что два товара имеют совершенно различные объёмы предложения.

Запасы ресурсной базы определяют способность к выпуску товара. Нехватка трудовых и материальных ресурсов может ограничить выпуск определенного продукта. К примеру, при недостатке материалов предложение на автомобильном рынке упадет.

Степень монополизации рынка имеет влияние на качество и разнообразие предложения. Олигополия мобильных операторов создает более высокую эластичность чем монополия городских телефонов.

Возможность разделения капитала между отраслями позволяет остановить кризис нехватки товаров при ситуации дефицита.

Уровень развития технологий влияет на производство и предложение определенных товаров, а также на их стоимость. Чем больше развита технологическая составляющая, тем эластичнее предложение.

Спрос и предложение – основа рыночных отношений и экономического роста, эластичность данных зависит от политики производителей, их управления рынком, возможности предвидеть ситуацию и грамотного использования ценовых надбавок и скидок.

Поставьте оценку статье: 

Голосов еще нет

Заказать курсовую, дипломную, реферат

Поделиться в социальных сетях...

Читайте также...

Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий
Эффективность природоохранных мероприятий складывается из...
Волго-Вятский экономический район России
Волго-Вятский экономический район по своей структуре...
Эмиссия акций
Акции – ценные бумаги, которые выпускает акционерное...
Виды экономической деятельности государства
Экономическая деятельность представляет собой практическое...
Рефинансирование потребительских кредитов и его особенности
Использование кредитов одновременно и облегчило и усложнило...
Основные функции экономической теории
Экономическая теория, как научная сфера знаний, необходима...
Модели экономического роста
Исследование экономического роста было проведено в рамках...
Модель экономического роста Солоу
Полное имя – Роберт Мертон Солоу. Родился в Бруклине, между...